Трансполярная магистраль – самая бесполезная стройка Сталина

Трансполярная магистраль: фото, история проекта, результат

После снятия грифа секретности с документов времен Второй Мировой войны и периода восстановления стало известно о строительстве Трансполярной магистрали. Процесс возведения происходил с 1947 до 1953 года по специальному указу верховного вождя Сталина. Строительство проводилось в условиях полной секретности в области Чум-Салехард-Игарка.

К работам было привлечено свыше 80 тысяч заключенных, которые в суровом регионе смогли проложить порядка 900 км путей. После кончины Сталина его проект оказался заброшенным. Никто не захотел заниматься крупной магистралью от Архангельска до Чукотки.

Трансполярная магистраль - самая бесполезная стройка Сталина

Северный ЖД путь

Впервые о проектах построения масштабного ЖД пути заговорили еще порядка столетия назад – в первых десятилетиях XX-века. Сильно помогает разобраться с особенностями разработки дороги книга «Северо-Сибирская железнодорожная магистраль».

Ее автор В. И. Суслов пишет: «Уже сложно понять, кто настоящий автор проекта ВСП, как минимум из-за обилия предложенных вариантов его реализации. К самым известным и настойчивым сторонникам можно отнести А. А. Борисова. Энергичность и основательность разработки были замечены в верхних кругах власти».

Трансполярная магистраль - самая бесполезная стройка Сталина

О проекте неоднократно начинали говорить с новой силой, но также быстро разговоры затихали или по крайней мере не доходили до этапа реализации. Сам Борисов не увидел даже начала строительства ВСП.

Стройка 501, 502 и 503

Сталин отдал приказ начать строительство сразу трех крупных веток железной дороги в 1947 году. Основная задача стояла в создании связи между Обью и Енисеем. Совместная протяженность ЖД-путей составляла 1200 км. При этом проект не представлял экономической ценности для страны. Во время начала строительства в данном направлении не было кому ездить, да и причины для путешествий отсутствовали. В планах вождя было расширение и освоение все больших территории России в поисках полезных ископаемых.

Трансполярная магистраль - самая бесполезная стройка Сталина

После рассекречивания указов, стали общедоступными официальные документы о работе над дорогами, которые назывались «Стройка 501, 502 и 503». План 502 подразумевал дополнительное возведение порта на полуострове Ямал и параллельное устройство инфраструктуры. К нему должны были подходить несколько виток ЖД-путей. Через несколько лет (в 1949 году) установили, что Обская губа не может использоваться для судоходства ввиду небольшое ее глубины. Углубление также было выполнить невозможно.

Трансполярная магистраль - самая бесполезная стройка Сталина

Логичный результат – завершение работ над «Стройкой 502». Прекращение строительства над этим стратегически важным объектов привело к потере изначального значения и строек под номерами 501 и 503. Однако, работы над ними все еще продолжались до 1953 года и завершились в марте этого года.

Жизнь “зеков” на стройке в вечной мерзлоте

Властями принято решение задействовать в работах лишь политических заключенных и людей, осужденных за нетяжкие преступления на непродолжительный срок. Их выбрали из-за большей лояльности режиму. Как следствие – можно было сэкономить на усиленных мерах охраны и контроля за заключенными. Рабочие с ограничением свободы могли свободно общаться с наемниками (преимущественно медиками и инженерами). Сами лагеря преимущественно строили неподалеку от населенных пунктов.

Сборник «СТРОЙКА № 503» (1947-1953 гг.)» включил в себя свидетельства одного из рабочих. «В Ермаково и Игарке условия нашей жизни были лучше, чем у вольнонаемных рабочих. Еды хватало и кормили вкусно. Работа проходила по нормированному рабочему графику. Что еще нужно?»

Исход проекта

Одно из грандиозных изменений после смерти Сталина – амнистировано свыше 1 млн. политзаключенных и людей, заключенных на короткий срок удержания. Для построения дороги просто не осталось рабочих рук. Доводить проект до конца только силами вольнонаемных людей оказалось слишком дорого. Еще одна проблема – выход из строя многочисленных участков магистрали уже через несколько лет после строительства. Основных причины разрушений 2: отсутствие заблаговременных геологических исследователей и специализированных знаний строителей.

Трансполярная магистраль - самая бесполезная стройка Сталина

Изначально проект законсервировали на «лучшее будущее», но оно так и не пришло, поэтому работы бросили. Многочисленные журналисты в 1960 году окрестили проект «Мертвая дорога». Название прижилось в силу ее заброшенности, отсутствия необходимости и высокого количество умерших заключенных во время строительства.

guest
6 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
Сергей
Сергей
8 месяцев назад

Фото в начале статьи, ну совсем не относится ни к СССР, ни к России. Это кадр из видео железной дороги в США.

Сергей
Сергей
8 месяцев назад

1. Второй мировой войны – мировой пишется с маленькой буквы.
2. Кто надоумил писать ЖД-путей и т.п.? Что это? Откуда такое взялось? Правильно ж.-д. путей, в крайнем случае – ж/д путей.
3. XX-века – без дефиса, с пробелом.
4. млн – без точки (это уже само по себе сокращенное слово).

Берендей
Берендей
8 месяцев назад
Reply to  Сергей

шонерожа тосИРОЖА напишите вы ченибудь а мы посчитаем ваши обшибки атозаходят бкуводочеры !!

сергей
сергей
8 месяцев назад

Зря забросили. в 70-х годах на вертолетах потом завозили все ,когда газ начали добывать.А так бы по ж.д.дороге . Скоро поймут ,что надо опять строить. Этот Сталин оказывается на 50-100 лет вперед все видел.

Виталий
Виталий
8 месяцев назад

Статья абсурд, такая магистраль была бы действительно необходима для освоения восточной части России и естественно применялись руки заключенных, с одной стороны кажется живодёрством, а с другой зачем было совершать преступление и будь добр отработать. Учитывая планы Иосифа Виссарионовича (а он скажу по секрету всё не зря делал) шаг за шагом подвести свой народ к светлому будущему и это бы получилось, если бы не троцкисты.
В данный комментарий вложено собственное мнение. Потому негодующих попрошу не писать без толка.

Сергей
Сергей
7 месяцев назад

ТРАНСПОЛЯРНАЯ МАГИСТРАЛЬ была сверхприбыльным проектом, но враги русского народа, троцкистские шакалы намеренно загубили её.

Закрыть рекламу