Содержание
Сегодня сложно найти людей, которые не слышали бы о сверхвысоком 828-метровом небоскребе Бурдж-Дубай. Его название в переводе означает «Дубайская башня». Высотное здание также называют Бурдж-Халифа в честь президента Объединенных Арабских Эмиратов, шейха Мохаммеда ибн Рашида Аль Мактума. Именно он в начале века, как правитель страны, решил сделать Дубай центром всемирного туризма и для привлечения капитала соорудить объект планетарного масштаба.
Для этого было принято решение построить роскошную высотку с деловыми и развлекательными центрами, огромными магазинами, квартирами, офисами, бассейнами и гостиничными апартаментами. Дубайский небоскреб должен был символизировать новую судьбу страны, которая раньше была захолустным сырьевым придатком, а теперь стала известна во всем мире. Кем же проектировалось и как строилось самое высокое здание планеты, навсегда вошедшее в мировую историю?
Перед архитекторами стояла нелегкая задача. Требовалось создать проект самого высокого здания мира, обеспечить устойчивость конструкции и разместить внутри строения не только жилые, коммерческие и деловые помещения, но и бассейны, газоны, бульвары и парки.
При этом необходимо было вложиться в смету, сумма которой составляла порядка полутора миллиарда долларов. Место для постройки дубайского небоскреба было выбрано на одном из пустырей в центральной части города.
Высотка, в которой не одна сотня тысяч квадратных метров выделялась для организации офисных помещений, жилья, гостиничных апартаментов и коммерческих центров, по замыслам инвесторов должна была стать самым высоким зданием планеты. На тот момент рекорд высоты принадлежал башне Taipei 101, шпиль которой возвышался на 509 метров над уровнем земли.
Реализовать замыслы дубайских шейхов было поручено архитектору Эдриану Смиту, который успел спроектировать несколько аналогичных сооружений. Среди его известных работ проект китайского 420-метрового высотного здания Цзинь Мао. Все работы по разработке проектной документации выполняло американское архитектурное бюро «Skidmore, Owings and Merrill». Работы его архитекторов получили известность благодаря проектированию чикагского Уиллис-тауэра и нью-йоркского Всемирного центра торговли.
Главный архитектор проекта – Эдриан Смит предложил построить небоскреб высотой более восьмисот метров, основание которого имеет форму трилистника. И это не случайно. Оказывается, в окрестностях растет растение гименокаллис, цветок которого имеет похожие очертания. Именно он является источником вдохновения автора проекта.
Разветвленное основание здания имеет оригинальную конструкцию, позволяющую противостоять ветровым нагрузкам. После согласования проекта с заказчиками сразу приступили к строительным мероприятиям.
К работам по возведению небоскреба Бурдж-Халифа приступили в 2004 году, после того как был определен генеральный подрядчик застройки – строительная группа южнокорейской фирмы Samsung. Силами ее специалистов ранее были возведены башни-близнецы Петронас и Куала-Лумпуре. Для постройки здания было задействовано порядка двенадцати тысяч рабочих разных строительных специальностей. Трудились в основном пакистанцы и индусы.
Им удалось к концу 2004 года завершить работы по возведению фундаментного основания. Устойчивость этого элемента здания обеспечивают две сотни железобетонных свай. Длина каждого элемента составляет 45 м, а диаметр достигает полутора метров. Каждая опора способна воспринимать нагрузку более шести тысяч тонн. Верхние части опор объединила бетонная плита, имеющая толщину около четырех метров. На ее заливку пошло 12,5 тысячи кубометров бетонной смеси.
К сентябрю 2005 года закончилось строительство первых десяти этажей, которые оказались самыми сложными.
Работать приходилось в ночное время из-за особенностей климатических условий. Для обеспечения нормальных условий твердения бетона в рабочую смесь добавлялся лед. Особая марка бетона способна была воспринимать температуру до +50 °C.
Для постройки небоскреба использовалась инновационная система опалубки на основе подъемно-переставных плит. Это позволяло увеличить скорость строительства и за 5-6 дней продвигаться вверх на пару этажей. В процессе строительства высотного здания было залито более трехсот тысяч кубометров бетонного раствора, который усиливался стальной арматурой. Масса армирующих конструкций превысила шестьдесят тысяч тонн.
Весной 2008 года завершилась достройка последнего –164-го этажа и начались работы по монтажу металлического шпиля.
Параллельно велись работы по установке стеклянных тонированных термопанелей и благоустройству прилегающей территории.
И, наконец, после завершения финишных работ, 4 января 2010 года, состоялось торжественное открытие самого высокого сооружения на нашей планете.
На сайте: Автор и редактор статей на сайте pobetony.ru
Образование и опыт работы: Высшее техническое образование. Опыт работы на различных производствах и стройках — 12 лет, из них 8 лет — за рубежом.
Другие умения и навыки: Имеет 4-ю группу допуска по электробезопасности. Выполнение расчетов с использованием больших массивов данных.
Текущая занятость: Последние 4 года выступает в роли независимого консультанта в ряде строительных компаний.