Содержание
В средствах массовой информации недавно промелькнула статья о планах российских властей построить транспортный переход к Сахалину. В публикации не конкретизировалось, будет ли это выполнено с помощью моста или тоннеля. Однако, если бы не смерть «вождя всех времен и народов» в 1953 году, велика вероятность, что тоннель, который начали сооружать в 1951 году, уже давно бы функционировал. Не прошло и трех недель, как умер генсек, а советом Министров СССР было принято решение прекратить работы по этому грандиозному проекту. Постановление имело гриф «Секретно».
Паутина секретности окутывает амбициозную идею строительства подземного тоннеля. В этом нет ничего удивительного – ведь сталинская эпоха ушла вместе с неразгаданными тайнами и «белыми пятнами». Не всем известно, что Сталин поставил задачу связать Сахалин и материковую часть суши тоннелем, над которым находились воды Татарского пролива.
«Стройку века» начали, как и планировалось, однако планам не суждено было сбыться. О масштабной стройке ходит немало слухов. Постараемся развеять налет таинственности, и оценить возможность реализации этого фантастического замысла.
Как утверждают историки, в советском государстве планировали построить подземную магистраль, намного раньше, чем Сталин пришел к власти. Однако экономическая ситуация в стране не позволяла приступить к реализации замыслов. Амбициозная идея неоднократно обсуждалась, но решение вождя положило конец затянувшейся дискуссии.
Работы по инженерным изысканиям начались еще до Второй Мировой. Наиболее узкая часть Татарского пролива подходила для постройки подземной магистрали. Вариант строительства дамбы или моста не рассматривался, так как была велика вероятность их разрушения волнами и льдом. Тоннелю отводилась стратегическая роль. Он облегчал доставку грузов в мирные времена и позволял обеспечить бесперебойное снабжение в случае военных действий.
В середине прошлого века секретным постановлением было принято решение соорудить железнодорожную магистраль. Она должна была связать город Комсомольск-на-Амуре с мысом Погиби на Сахалине. В документе четко оговаривались сроки окончания работ. Завершить прокладку магистрали должны были в 1953 году, а спустя два года открыть тоннель. Вместе с тем наиболее реальным сроком считали 1957 год.
Суммарная длина железнодорожной магистрали должна была превысить три сотни километров. При этом почти восемь километров требовалось проложить в скалистых породах под проливом. Сделать реальными грандиозные замыслы не позволила смерть Сталина. Тоннель так и не сдали в эксплуатацию, хотя работы велись довольно интенсивно.
Сооружение подземной магистрали пришлось заморозить. В настоящее время опубликовано немало информации о строительстве магистрали. Где правда, а где домыслы – судить сложно. Ведь все работы были засекречены. Только воспоминания очевидцев позволяют в небольшом объеме воспроизвести ход событий.
С тех пор, как началось строительство, прошло много времени. Среди множества историй сложно найти правдивую информацию. Ей владеют непосредственные участники стройки, а им сегодня далеко за восемьдесят. Мифы, многократно переписанные журналистами, слились с реальностью.
Началу строительства предшествовала колоссальная подготовка. Сооружались мосты, строились порты, обустраивалась инфраструктура и, естественно, прокладывались железнодорожные пути. Вербовка специалистов на дальневосточное строительство осуществлялась во всех городах.
Работы выполнялись не только опытными строителями, но и досрочно освобожденными лицами, а также дармовой рабочей силой ГУЛАГа. В 1953 году был издан указ об амнистии, и лагеря покинуло более миллиона заключенных. На ответственных участках земляные работы выполняли мощным оборудованием – огромными экскаваторами, тяжелыми бульдозерами и вместительными самосвалами. На остальных участках отсутствовала элементарная техника, и множество работ приходилось выполнять вручную.
Несмотря на то, что был задействован мощный потенциал, удалось проложить немногим более ста километров магистрали. На материковой части прорыли 9-метровый шурф на глубину 55 м, а на Сахалине техническую часть ствола углубили на 30 м. Кроме этого было построено пару дамб и сформирована основа одного искусственного острова. По официальным данным в ходе строительных работ было задействовано 15 тысяч людей, хотя, по мнению историков, реальное количество в полтора-два раза больше.
Нет оснований полагать, что магистраль могли не ввести в эксплуатацию. Сооружение тоннеля позволило бы еще раз продемонстрировать мощь страны. В газетах тех времен отсутствуют сообщения о строительстве. Так сложилось, что смерть Сталина стала причиной остановки работ. Сегодня вопросы окончания строительства тоннеля снова обсуждаются. Насколько реальны перспективы, станет ясно в недалеком будущем…
На сайте: Автор и редактор статей на сайте pobetony.ru
Образование и опыт работы: Высшее техническое образование. Опыт работы на различных производствах и стройках — 12 лет, из них 8 лет — за рубежом.
Другие умения и навыки: Имеет 4-ю группу допуска по электробезопасности. Выполнение расчетов с использованием больших массивов данных.
Текущая занятость: Последние 4 года выступает в роли независимого консультанта в ряде строительных компаний.