Лучшие плотники в мире – японцы

Японские плотники: фото, стиль, обработка, схема, дизайн

Все знают, что Япония занимает лидирующую позицию в мире по выпуску автомобилей и электронных гаджетов. Однако жители страны восходящего солнца бережно относятся и к сохранению ремесленных традиций, в том числе столярных и плотницких. Даже более грубые плотницкие работы они выполняют также тщательно, как и тонкие столярные операции, для которых требуется точность и мастерство. Для японцев занятие плотницким делом является искусством и жизнью, а не работой.

Особенности национального подхода к обработке древесины

Все операции по обработке древесины японские мастера выполняют без применения механизированного инструмента. Вместо электрического лобзика, фрезера и традиционной бензопилы они используют ручные пилки со специальными полотнами, различные виды острых стамесок и рубанки, заточенные не хуже бритвы. Согласитесь, стружка имеющая толщину 8 микрон поражает воображение. Ведь это в 10 раз тоньше, чем человеческий волос.

Многие наши краснодеревщики считают, что восточные мастера все усложняют. Однако у них есть чему поучиться, как минимум педантичности и настойчивости. Японским мастерам свойственно уделять повышенное внимание всем работам, которые они пытаются довести до совершенства. И хотя говорят, что совершенству нет предела, порой кажется, что японцы в этих вопросах перешли на принципиально новый уровень.

Один из секретов мастерства в том, что восточные мастера не выбирают легкий путь. Может быть, именно поэтому они считаются одними из лучших в мире. Ярким подтверждением являются старые японские строения из древесины, которые отлично сохранились до нашего времени. Скептики могут возразить – ведь и у нас много старых деревянных домов. Однако не забывайте, что Япония находится в сейсмически активной зоне и деревянные здания сотни, если не тысячи раз, выдерживали серьезные толчки.

О школах японской деревообработки

На протяжении веков японское искусство деревообработки развивалось и совершенствовалось. Независимо от уровня выполняемых работ, японцы всегда ответственно относились к своему делу. Постепенно сформировались четыре основные школы:

  • Миядайку. Это самая высшая каста, представители которой занимаются строительством храмов и архитектурных памятников. В процессе постройки культовых сооружений специалисты этой школы выполняют сложнейшие соединения. Самые древние здания в стране сооружены последователями этого направления;
  • Сюкия-дайку. Деревообработчиками этой касты освоены технологии постройки общественных зданий и жилых строений. Мастерам этой школы сложно сравниться по профессиональному уровню с представителями высшей касты, но они отлично знают свое дело;
  • Сасимоно-си. Представителей данной школы называют мебельщиками. Они на протяжении веков развивали и совершенствовали технологии создания без крепежа и клея восхитительной деревянной мебели, которая не только украшает жилье, но и демонстрируется в музеях;
  • Татегуя. Специалисты этой школы специализируются на изготовлении изделий для внутренней отделки жилых и общественных помещений. Созданными их руками деревянными перегородками и настенными панелями украшено немало японских жилищ.

Наибольшего уважения заслуживает опыт мастеров храмового строительства. Каждый из специалистов Миядайку приобрел «свое имя». В Японии таких мастеров не больше нескольких сотен. Они сооружают культовые объекты и восстанавливают древние постройки. Специальные знания нельзя получить в учебном заведении – их передают по наследству.

В чем особенность стиля Миядайку?

Сохраняя древние традиции, мастера всегда используют ручной инструмент. Посмотрим, как специалисты высшей школы производят сращивание бруса, предназначенного для установки на большом пролете без промежуточных опор. На каждом из элементов бруса выполняется сложнейшее шиповое соединение, которое вряд ли еще где можно увидеть.

Coming Soon
Где вы предпочли бы жить: в частном доме, или квартире?
Где вы предпочли бы жить: в частном доме, или квартире?
Где вы предпочли бы жить: в частном доме, или квартире?

После стыковки брусьев забивается деревянный клин, соединяющий части балки.

Зазор постепенно уменьшается до нуля, и балка сможет работать не хуже цельного массива.

Имеется одна особенность – все соединения деревянных балок могут разбираться, опять же при помощи клина. Для разборки конструкций не нужно прилагать усилий – достаточно легкого постукивания молотком.

Для чего это необходимо? Во-первых, детали нужно не один раз примерить до окончательной сборки. А во-вторых, архитектурное сооружение должно быстро разбираться, если потребуется его отреставрировать. Интересно, что японских мастеров беспокоит не только прочность конструкции, но и то, как через пару столетий потомки будут ремонтировать построенные здания.

Нужно отдать дань уважения усидчивости и дотошности мастеров восточной школы, которые способны нестандартно решать задачи любого уровня сложности.

Однако, нужна ли такая «заморочка» при постройке деревянного здания? Вполне возможно, что нет! Ведь есть немало деревянных сооружений русских зодчих, которые на протяжении столетий не утратили свой первозданный вид и сохранились до нашего времени.

2
Отправить ответ

avatar
2 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
СергейSoich Авторы недавних комментариев
новее старее большинство голосов
Soich
Гость
Soich

такие сращивания бревен клиньями врастяг у нас тоже используются. У меня в дооме имеется бревно стыкованное таким образом.

Сергей
Гость
Сергей

Когда-то очень давно видел документальное кино о точильных камнях в Японии. Один такой камушек за 100.000 баксов приобрел какой-то японский плотник, затачивал на нем лезвие для рубанка и в некоторый момент отпускал лезвие, стоящее на камне и оно само стояло под углом и не падало. Потом этим лезвием строгал какую-то деревяшку, производя стружку толщиной какие-то микроны, почти прозрачную.

Закрыть рекламу