Секреты «Стройки века»: зачем в СССР хотели прорыть тоннель до Сахалина?

Тоннель до Сахалина: стройка века, фото, польза, история

В сталинской эпохе много белых пятен и неразгаданных тайн, которые и сегодня покрыты паутиной секретности. К ним относится и амбициозная идея сооружения подземного перехода под Татарским проливом. Мало кто знает, что Сталин инициировал тему объединения Сахалина с материковой частью суши посредством тоннеля. Начало этого загадочного строительства скоро отметит свой восьмидесятилетний юбилей.

 

«Стройка века» успела вовремя начаться, но из-за комплекса проблем так и не была доведена до логического завершения. Что предшествовало началу секретной стройки и как закончилась строительная эпопея для многих и сегодня остается загадкой, полной домыслов и неопределенности. Постараемся восстановить вехи исторической стройки, остановимся на нюансах сооружения тоннеля и оценим реальность этой фантастической для своего времени идеи.

 

Сахалинский тоннель – об исторических предпосылках строительства

По информации историков, вопрос сооружения подземной магистрали впервые был озвучен задолго до прихода Сталина к власти. Однако в то время реализация проекта была признана нецелесообразной с экономической точки зрения. Повторно амбициозный проект обсуждался в конце 20-х годов прошлого века.

К инженерным изысканиям успели приступить намного раньше, чем началась Отечественная война. Рассматривался вопрос постройки тоннеля в наиболее узком участке Татарского пролива. Магистраль должна была иметь стратегическое значение при перевозке грузов в мирное время и снабжении воинских частей на острове в военный период.

Проект приобрел реальные очертания в 1950 году, когда был утвержден секретный указ Совета министров. Постановление высшего государственного органа предусматривало сооружение железнодорожной магистрали, связывающей город Комсомольск-на-Амуре с селом Погиби, находящимся на Сахалине.

Coming Soon
Где вы предпочли бы жить: в частном доме, или квартире?
Где вы предпочли бы жить: в частном доме, или квартире?
Где вы предпочли бы жить: в частном доме, или квартире?

В соответствии с информацией, изложенной в постановлении, были намечены сроки завершения строительства к 1953 году и пуск тоннеля в эксплуатацию не позже конца 1955 года. Общая длина ветки железнодорожного сообщения должна была достигать 327 км, из которых 8 км пути планировалось выполнить в скалистых х грунтах, расположенных под водами пролива.

Реализации грандиозного для своей эпохи проекта помешала смерть вождя. Объект так и не был сдан в эксплуатацию, хотя стройка было начата серьезными темпами. Однако впоследствии строительные мероприятия заморозили. Сегодня о сооружении туннеля можно найти различную информацию. Какие сведения правдивы, а что является домыслами – решать историкам. Ведь строительство проходило под грифом «секретно». Основываясь на воспоминаниях людей, сегодня по крупицам удается воссоздать реальную картину.

Таежное строительство – скупые факты

Несмотря на то, что с момента начала строительства прошел довольно внушительный период времени, документальных подтверждений и правдивой информации мало. Сегодня достаточно сложно отличить мифы от реальности. Большинство правдивых сведений основано на воспоминаниях участников строительной эпопеи, доживших до наших времен. Постараемся разложить все «по полочкам».

До начала сооружения сахалинской магистрали проведен колоссальный подготовительный цикл. Строились мостовые переходы, сооружались порты, формировалась соответствующая инфраструктура, сдавались железнодорожные ветки, длина которых превысила 200 км. Специалисты в строительной области из разных городов вербовались на дальневосточную стройку. Местом дислокации был выбран район на мысе Лазарева.

К работе были подключены не только опытные строители, участвующие в сооружении линий метро, но и заключенные из различных лагерей Сибири и досрочноосвобожденные, которые не получили разрешение на возврат домой. Для выполнения земляных работ была привлечена мощная техника. Ведь без огромных экскаваторов, тяжелых бульдозеров и вместительных самосвалов справиться с решением такой задачей было невозможно.

Несмотря на привлечение мощного потенциала, успели сделать не очень много. С двух сторон предполагаемого туннеля были возведены дамбы, пробурены шурфы и частично обустроены входы. Однако из-за смерти вождя стройку заморозили и работы не были завершены.

Историческая оценка и реальность перспектив

Скорее всего тоннель построили бы. С идеологической точки зрения, для демонстрации мощи советского государства он был также необходим, как ВДНХ, метро и высотные здания в столице, Беломорканал и поворот вспять быстроходных рек. В прессе того времени о стройке века нельзя было найти никаких сообщений из-за уязвимости проекта с военных и стратегических позиций. В конце прошлого века к вопросам недостроенного тоннеля снова вернулись. Специалисты не отрицают актуальность реализации идеи. Удастся ли воплотить в жизнь задуманное – покажет время…

24
Отправить ответ

avatar
11 Цепочка комментария
13 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
19 Авторы комментариев
ДмитрийДитрийНиколайБорис БабицкийАлексей Слепцов Авторы недавних комментариев
новее старее большинство голосов
Алексей
Гость
Алексей

Все зависит от точки с которой будем рассматривать данное строительство. Если с точки зрения обывателя или “либераста” то это деньги выброшенные на ветер. Обывателю или “либерасту” ведь все равно, он ведь деньги рассматривает как то что можно украсть либо получить на “халяву”. Если рассматривать со стороны ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЖА проект просто необходим, как с военной так и с экономической стороны. К кому вы относитесь читатель?

Николай
Гость
Николай

С военной точки – это совершенно пустая, даже сказал бы вредная идея, а с экономической – не целесообразная. А что вывозить то. Нефть? Так проше трубу проложить, да и дешевле. Уголь – а кому он нужен низкокачественный уголь?

Александр
Гость
Александр

А москва вообще ничего не производит,только доит всю страну.

Дитрий
Гость
Дитрий

Кто Вам такую глупость сказал? В Москве как разрушают заводы так и строят новые. ДА и производят достаточное количество продукции. Одних налогов от производств порядка шестисот миллионов рублей и НДФЛ порядка миллиарда. Так что не стоит говорить, что Москва ничего не производит. Она как и любой центр любого государства, собирает налоги и перераспределяет между городами в стране. Естественно по дороге вот такие как Вы немного отщипывают от госбюджета. А после на местах кричат, что Москва Всё забирает. Да и ещё в Москве живёт 18 миллионов человек. Вы серьёзно думаете, что они все чиновники?

Евгений.Котов.
Гость
Евгений.Котов.

Жил впос.Нигирь,чтов12км от мыс.Лазарева(очень уютная юухта.)Дружил снач.погр.заставы.спускался в тонель.Средипролива торчали на удалении ддруг против друга огромные 2е трубы.Уменя остались фото..далёкой юности.Лиственницу-кругляк отдавлиза бесценоксукам-капиталистам как сейчас китаёзам…

Александр
Гость
Александр

” Для выполнения земляных работ была привлечена мощная техника. Ведь без огромных экскаваторов, тяжелых бульдозеров и вместительных самосвалов справиться с решением такой задачей было невозможно.”
Автор , какая техника?!! Статью писал школьник? Всё строилось вручную, рабским трудом заключённых! Из техники максимум тачки! Стройка потому и заглохла – умер Сталин, распустили заключённых.До тоннеля стройка не дошла, всё заглохло на начальном этапе, никакой инфраструктуры там создано не было. Ваши фото к этой стройке не имеют никакого отношения . Съездите туда и посмотрите прежде чем писать подобную чушь.

Александр
Гость
Александр

Рабский труд, это труд в путинской россиянии.
Техника была для строительства железной дороги и много.

Дмитрий
Гость
Дмитрий

Ну Вы тут хватили, скажем так рабский труд Был при ЕБН. Когда Вы работаете получаете зарплату, а уже вечером Вы можете купить на неё только хлеб. А сейчас я смотрю, все только жиреют и наглеют. Да кричат, что они рабски трудятся. Дорогой Вы наш на дворе капитализм и тут кто как себя продал так и работает.

Дмитрий
Гость
Дмитрий

Вот потому Вы и негосударственный муж, потому как чушь несёте. Техника использовалось и много, работали не только заключенные, которые кстати за это получали не плохую зарплату и четырёх разовое питание. Вольнонаёмные жили в худших условиях чем заключенные только, что зарплата выше. Так вот некоторые из вольнонаёмных работников были не против побыть заключёнными. Мой дед будучи геологом работал на многих стройкак тех времён и много чего рассказывал. Но вот по поводу рабского труда как не очень, да труд строителя тяжёлый. Но за каждого заключённого, начальник колонии отвечал лично. Да и за труд заключённым снижали сроки. Или Вы любите читать Солженицына у… Подробнее »

дмитрий
Гость
дмитрий

я читал откровения одного зека. который копал с материка. это, если не ошибаюсь, строительство 501 и 502. не помню какое из них какое. просто с материка не рассчитали. работа оказалась сложнее чем думали. шла туго и вяло. да и энтузиазма особого на этой стороне не было. а потом лагерное строительство разогнали. и всех зк и вн просто выбросили на улицу. тех, кто с опытом, приделали к баму. но он говорил что бам это вообще было раздолбайство по сравнению с тем весельем которое было в местах типа котлас, конаша, княж-погост и прочих. просто со смертью сталина вся эта мечта про великий… Подробнее »

Виталий Александрович
Гость
Виталий Александрович

Да, много дров наломал тов. Хрущев. Зато Сталина обгадил.

Секан
Гость
Секан

Специально для тупых ватником,с манией величия, мнящих себя “государственными мужами”. Стройку прекратил не Хрущев. В ту пору у власти стояли Маленков и Берия. Стройку курировал лично Берия. После смерти кровопийцы Сталина было закрыто много пром-строек и началось жилищное строительство (хрущевки). Кровопийца Сталин, это порождение социализма. Напомню, социализм строили Ленин-Сталин в СССР, Гитлер – в Германии, Мао- в Китае, Пол-Пот в Компучии и т.д. И нигде ничего путного не получилось, зато народа угробили массу.

Владимир
Гость
Владимир

Сам то понял что написал? В СССР никогда двоевластия не было. Ты определись кто, Маленков руководил страной или Берия. Это раз.
Два это то что Берию убили в том же году что и Сталина.
Три это то, что Берия занимался более важной задачей по сравнению со строительством тоннеля. Он курировал атомный проект. Так что тупой ватник с манией величия это тот, кого ты постоянно в зеркале видишь.

Человек разумный.
Гость
Человек разумный.

*от администратора сайта

Давайте не будем ругаться

Алексей Слепцов
Гость
Алексей Слепцов

У Китая же получилось

Дмитрий
Гость
Дмитрий

Вот у Вас туман в голове. Кровавым был как раз Малинков. При Сталине строилось много жилья. А вот Хрущёвки прямо скажем лучше бы и не строили.

Дмитрий
Гость
Дмитрий

Вы а каком БАМе говорите, Вы где такое читали. Участникам строительства туннеля к началу строительства БАМа должно быть в лучшем случае по 50 лет. Так строка Бама началась через 30 лет после смерти Сталина.

Sergaza
Гость
Sergaza

Все фотографии туннелей в этом посте не имеют никакого отношения к туннелю с материка на Сахалин. Скорее всего это старая японская ветка из Южно-Сахалинска до Холмска, которую сейчас уже вывели из эксплуатации.

kons2006
Гость
kons2006

Из давних разговоров об этом туннеле. Не получилась встречная сбойка, а тут наступило время Геростратов.

Владимир
Гость
Владимир

Был на мысе Лазарева. Видел шахту глубиной в сотню метров, которую построили для извлечения породы из тоннеля. На берегу высокие отвалы грунта. Спустить бы туда видеокамеру.Посмотреть, что осталось от тоннеля.

Вик
Гость
Вик

Проект был еще при царе Николае 2 разработан, но сейчас при скоростных железных дорогах со скоростью 300-500 км/ч. можно путь проложить до Японских островов. Дорога однозначно нужна и нужно достроить тоннель и железную дорогу. Экономическая целесообразность это часть проблемы. Гораздо большая важность политическая и репутационная государства.

Сергей
Гость
Сергей

недавно летел на самолёте над Японией, там практически к каждому острову мост, они наверно дураки, не просчитали экономическую целесообразность строительства, придурки, там всего десяток домов, нафиг им мосты? У них тоннель между Хоккайдо и Хонсю вообще никогда не окупится. Мост – тоннель между Гонконгом и Макао, только запустили, более 50-ти километров, это вам не крымский мост. Если считать экономическую сторону, то он конечно не нужен, хотя будет мост. будет развитие на острове. А местные жители? Да их там всего ничего, скоро сами поуезжают или вымрут.

Борис Бабицкий
Гость
Борис Бабицкий

Проблему решает изобретение:”Подводный понтонный мост и способ его постройки”, патент РФ № 2700993 Потом можно строить Сахалин-Хоккайдо.

Николай
Гость
Николай

В свое время трансибирскую дорогу считали пустой затеей

Закрыть рекламу