Секреты «Стройки века»: зачем в СССР хотели прорыть тоннель до Сахалина?

Тоннель до Сахалина: стройка века, фото, польза, история

В сталинской эпохе много белых пятен и неразгаданных тайн, которые и сегодня покрыты паутиной секретности. К ним относится и амбициозная идея сооружения подземного перехода под Татарским проливом. Мало кто знает, что Сталин инициировал тему объединения Сахалина с материковой частью суши посредством тоннеля. Начало этого загадочного строительства скоро отметит свой восьмидесятилетний юбилей.

 

«Стройка века» успела вовремя начаться, но из-за комплекса проблем так и не была доведена до логического завершения. Что предшествовало началу секретной стройки и как закончилась строительная эпопея для многих и сегодня остается загадкой, полной домыслов и неопределенности. Постараемся восстановить вехи исторической стройки, остановимся на нюансах сооружения тоннеля и оценим реальность этой фантастической для своего времени идеи.

 

Сахалинский тоннель – об исторических предпосылках строительства

По информации историков, вопрос сооружения подземной магистрали впервые был озвучен задолго до прихода Сталина к власти. Однако в то время реализация проекта была признана нецелесообразной с экономической точки зрения. Повторно амбициозный проект обсуждался в конце 20-х годов прошлого века.

К инженерным изысканиям успели приступить намного раньше, чем началась Отечественная война. Рассматривался вопрос постройки тоннеля в наиболее узком участке Татарского пролива. Магистраль должна была иметь стратегическое значение при перевозке грузов в мирное время и снабжении воинских частей на острове в военный период.

Проект приобрел реальные очертания в 1950 году, когда был утвержден секретный указ Совета министров. Постановление высшего государственного органа предусматривало сооружение железнодорожной магистрали, связывающей город Комсомольск-на-Амуре с селом Погиби, находящимся на Сахалине.

Coming Soon
Где вы предпочли бы жить: в частном доме, или квартире?
Где вы предпочли бы жить: в частном доме, или квартире?
Где вы предпочли бы жить: в частном доме, или квартире?

В соответствии с информацией, изложенной в постановлении, были намечены сроки завершения строительства к 1953 году и пуск тоннеля в эксплуатацию не позже конца 1955 года. Общая длина ветки железнодорожного сообщения должна была достигать 327 км, из которых 8 км пути планировалось выполнить в скалистых х грунтах, расположенных под водами пролива.

Реализации грандиозного для своей эпохи проекта помешала смерть вождя. Объект так и не был сдан в эксплуатацию, хотя стройка было начата серьезными темпами. Однако впоследствии строительные мероприятия заморозили. Сегодня о сооружении туннеля можно найти различную информацию. Какие сведения правдивы, а что является домыслами – решать историкам. Ведь строительство проходило под грифом «секретно». Основываясь на воспоминаниях людей, сегодня по крупицам удается воссоздать реальную картину.

Таежное строительство – скупые факты

Несмотря на то, что с момента начала строительства прошел довольно внушительный период времени, документальных подтверждений и правдивой информации мало. Сегодня достаточно сложно отличить мифы от реальности. Большинство правдивых сведений основано на воспоминаниях участников строительной эпопеи, доживших до наших времен. Постараемся разложить все «по полочкам».

До начала сооружения сахалинской магистрали проведен колоссальный подготовительный цикл. Строились мостовые переходы, сооружались порты, формировалась соответствующая инфраструктура, сдавались железнодорожные ветки, длина которых превысила 200 км. Специалисты в строительной области из разных городов вербовались на дальневосточную стройку. Местом дислокации был выбран район на мысе Лазарева.

К работе были подключены не только опытные строители, участвующие в сооружении линий метро, но и заключенные из различных лагерей Сибири и досрочноосвобожденные, которые не получили разрешение на возврат домой. Для выполнения земляных работ была привлечена мощная техника. Ведь без огромных экскаваторов, тяжелых бульдозеров и вместительных самосвалов справиться с решением такой задачей было невозможно.

Несмотря на привлечение мощного потенциала, успели сделать не очень много. С двух сторон предполагаемого туннеля были возведены дамбы, пробурены шурфы и частично обустроены входы. Однако из-за смерти вождя стройку заморозили и работы не были завершены.

Историческая оценка и реальность перспектив

Скорее всего тоннель построили бы. С идеологической точки зрения, для демонстрации мощи советского государства он был также необходим, как ВДНХ, метро и высотные здания в столице, Беломорканал и поворот вспять быстроходных рек. В прессе того времени о стройке века нельзя было найти никаких сообщений из-за уязвимости проекта с военных и стратегических позиций. В конце прошлого века к вопросам недостроенного тоннеля снова вернулись. Специалисты не отрицают актуальность реализации идеи. Удастся ли воплотить в жизнь задуманное – покажет время…

6
Отправить ответ

avatar
5 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
6 Авторы комментариев
SergazaВиталий АлександровичдмитрийАлександрЕвгений.Котов. Авторы недавних комментариев
новее старее большинство голосов
Алексей
Гость
Алексей

Все зависит от точки с которой будем рассматривать данное строительство. Если с точки зрения обывателя или “либераста” то это деньги выброшенные на ветер. Обывателю или “либерасту” ведь все равно, он ведь деньги рассматривает как то что можно украсть либо получить на “халяву”. Если рассматривать со стороны ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЖА проект просто необходим, как с военной так и с экономической стороны. К кому вы относитесь читатель?

Евгений.Котов.
Гость
Евгений.Котов.

Жил впос.Нигирь,чтов12км от мыс.Лазарева(очень уютная юухта.)Дружил снач.погр.заставы.спускался в тонель.Средипролива торчали на удалении ддруг против друга огромные 2е трубы.Уменя остались фото..далёкой юности.Лиственницу-кругляк отдавлиза бесценоксукам-капиталистам как сейчас китаёзам…

Александр
Гость
Александр

” Для выполнения земляных работ была привлечена мощная техника. Ведь без огромных экскаваторов, тяжелых бульдозеров и вместительных самосвалов справиться с решением такой задачей было невозможно.”
Автор , какая техника?!! Статью писал школьник? Всё строилось вручную, рабским трудом заключённых! Из техники максимум тачки! Стройка потому и заглохла – умер Сталин, распустили заключённых.До тоннеля стройка не дошла, всё заглохло на начальном этапе, никакой инфраструктуры там создано не было. Ваши фото к этой стройке не имеют никакого отношения . Съездите туда и посмотрите прежде чем писать подобную чушь.

дмитрий
Гость
дмитрий

я читал откровения одного зека. который копал с материка. это, если не ошибаюсь, строительство 501 и 502. не помню какое из них какое. просто с материка не рассчитали. работа оказалась сложнее чем думали. шла туго и вяло. да и энтузиазма особого на этой стороне не было. а потом лагерное строительство разогнали. и всех зк и вн просто выбросили на улицу. тех, кто с опытом, приделали к баму. но он говорил что бам это вообще было раздолбайство по сравнению с тем весельем которое было в местах типа котлас, конаша, княж-погост и прочих. просто со смертью сталина вся эта мечта про великий… Подробнее »

Виталий Александрович
Гость
Виталий Александрович

Да, много дров наломал тов. Хрущев. Зато Сталина обгадил.

Sergaza
Гость
Sergaza

Все фотографии туннелей в этом посте не имеют никакого отношения к туннелю с материка на Сахалин. Скорее всего это старая японская ветка из Южно-Сахалинска до Холмска, которую сейчас уже вывели из эксплуатации.

Закрыть рекламу