«Стройка века»: зачем Сталину понадобилось самое дорогое в мире метро?

Московское метро: фото, строительство, проект, история

Замысел строительства метро под Москвой разрабатывался еще в дореволюционное время. В Советском союзе к строительству приступили только в июне 1931 года. Почему же Сталин ничуть не считался со стоимостью этого очень дорогого проекта? Обоснованием этого – послужил престиж среди ведущих держав мира.

Точнее, необходимо было всем показать, что молодая Советская республика нисколько не хуже других. И тем более, что по замыслу, размаху строительства, архитектурным и художественным шедеврам Московское метро намного превосходило по тем временам метрополитены буржуазных стран.

Финансовый план строительства

Если говорить о вложенной в это строительство денежной сумме, то называются цифры в 700 миллионов советских рублей. По крайней мере, именно такую сумму назвал Коганович в своем докладе в Москве. Первоначально же, согласно подсчетам Ротерта, проект оценивался в 400 миллионов рублей. Такую сумму и одобрил Московский Горком партии в 1931 году.

Форсированное строительство некоторых участков требовало привлечение дорогих импортных машин и аппаратов. В условиях советского режима работы нежная импортная техника выдержала два или три дня. А ведь на это оборудование ушло ни много, ни мало – 9 миллионов советских рублей. “Правильное” решение было принято незамедлительно – труд комсомольцев-добровольцев оказался куда дешевле и эффективнее.

Трудности в начале строительства

Шло время и в самом начале строительства уже начались трудности:

  • нехватка рабочей силы;
  • неоднородность московского грунта;
  • отставание от графика работ.

Это привело к полной растрате утвержденного Горкомом бюджета, а в то время, как годовой план строительства, был выполнен еле-еле на треть. После такого не утешительного доклада Когановичу лично пришлось курировать продолжение строительства. Первым делом великого революционера стал снос храма Христа Спасителя. Да, и в самом деле, зачем он нужен, если мешает?

Отделка и декорирование станций метрополитена

Декорирование и украшение станций и павильонов московского метро – это особая тема разговора. Являясь не просто транспортным средством передвижения, в него решили вложить все величие идеологической пропаганды советского строя. Идеологические символы социализма, по словам архитектора А.Н.Душкина, должны были впечатлять и поражать воображение проезжающих пассажиров.

Глава метростроя Павел Ротерт в своем заявлении утверждал, что использование для отделки павильонов и залов дорогих строительных материалов способствовало превышению бюджета почти в два раза. Среди таких материалов использовались – фарфоровые плиты, гранит и мрамор.

Второй этап строительства метро

Временной период следующего этапа великой стройки очерчен 1937-1938 годами. Главной характеристикой периода являлся инженерный и архитектурный дизайн.

Coming Soon
Где вы предпочли бы жить: в частном доме, или квартире?
Где вы предпочли бы жить: в частном доме, или квартире?
Где вы предпочли бы жить: в частном доме, или квартире?

Впервые были использованы колонны в строительстве глубинной станции Маяковская, оригинальная сводчатая конструкция была применена на станции Аэропорт.

Станция Киевская украшена специальным национальным орнаментом. Несмотря на все архитектурные нововведения, вторая линия метрополитена оказалась дешевле первой на 30 процентов.

Третья очередь строительства метро

Этот период можно считать самым сложным, благодаря начавшейся Второй Мировой войне. До наступления группы армий Центр, в планах которых было скорейшее взятие Москвы, советское правительство предписывало полное уничтожение метрополитена.

Но после отражения атаки немецких войск на Волоколамском шоссе и героическим действиям советских солдат с генералом Панфиловым, решение об уничтожении Московского метро было пересмотрено.

В оформлении станций и павильонов начали присутствовать патриотические темы Великой Отечественной войны. Стоит отметить, что финансовая документация была строго засекречена НКВД, но по неофициальным данным с 1938 года по 1945 год на строительство было потрачено около 500 миллионов рублей. Сумма просто гигантская по тем военным временам.

Четвертая Сталинская ветка

Этот период строительства характеризуется временным периодом – 1945-1953 годов. Если использовать историческую терминологию, то это конец Великой Отечественной войны и смерть “Великого вождя всех времен и народов” – Иосифа Виссарионовича Сталина. Соответственно и архитектурные решения этого периода отличались роскошью и помпезностью.

Более того в период начала “холодной войны” были специально построены станции на очень большой глубине, например Арбатская. Такие линии планировались комитетом государственной безопасности на случай ядерной войны.

Всего по оценкам специалистов за все время строительства было истрачено более полутора миллиарда рублей. Учитывая послевоенную бедность населения и сложности восстановления промышленности и экономики – это сумма является фантастической.

Отправить ответ

avatar
Закрыть рекламу