Сталинская «Мертвая дорога»: как строилась магистраль Салехард — Игарка

Мертвая дорога: строительство магистрали, история, проект

После победы в Велико Отечественной войне население Советского Союза столкнулось с необходимостью восстанавливать разрушенную инфраструктуру городов и поселков. Параллельно силами вольнонаемных и заключенных были развернуты великие стройки советской эпохи. Среди них – Байкало-Амурска магистраль, Беломорканал, Воркута – Котлас, Волгоканал и печально известная дорога Салехард – Игарка.

Идея строительства дороги, связующей центральную Россию с Аляской и выходом к побережью Берингова пролива появилась еще во времена Царской России. Этот маршрут должен был дублировать Транссибирскую магистраль. Реализовать проект до начала революции не удалось.

Сталинская «Мертвая дорога»: как строилась магистраль Салехард - Игарка

Начальный этап

Начало стройки пришлось на послевоенные годы после того, как заключенными ГУЛага с 1937 г. по 1941г. была построена дорог, соединяющая Архангельскую область с Воркутой, расположенной в заполярье. Благодаря строительству стратегического объекта был открыт доступ коксующихся углей к металлургическим предприятиям. В послевоенные годы Арктическим НИИ была обоснована необходимость создания стратегической трансполярной магистрали. В конце апреля 1947 г. вышло постановление Совета министров о строительстве на Обской губе порта. Именно к нему планировали подвести железнодорожные пути от Печорской магистрали. После активного начала строительства уже в 1948 г. открыли движение на участке от Лабытнанги к населенному пункту Чум.

В процессе строительства стало понятно, что Каменный мыс на Обской губе не пригоден для строительства морского порта. Основная причина невозможности создания стратегического объекта – мелководье. В конце января 1949 года Совет Министров Советского Союза принял постановление о переносе порта с полуострова Ямал в Игарку. Решено было прокладывать дорогу от Салехарда к Игарке. Протяженность магистрали предположительно должна была составить более 1260 км. На пути предполагалось строительство переправ, паромных соединений через воды Енисея, Оби. Особенностями строительства Трансполярной магистрали являлись:

  • значительная протяженность;
  • сложные климатические условия для строительства;
  • неосвоенные человеком территории на пути прокладки дороги;
  • колоссальный объем работ.

Сталинская «Мертвая дорога»: как строилась магистраль Салехард - Игарка

Обоснованием создания масштабной по всем параметрам магистрали обосновывали обеспечение военно – стратегических объектов, расположенных на северных рубежах страны.

Технические данные Полярной магистрали

Предположительная протяженность пути – более 1260 км., из которых к концу 1953 г. построили чуть больше половины. Общее количество станций — 28, где каждая следующая станция находилась на удалении 45 – 55 км. от предыдущей. При этом на пути одноколейной линии предполагалось построить более ста разъездов, расстояние между которыми должно составлять менее 15 км. Предположительная средняя скорость поездов рассчитывалась в пределах сорока километров в час, с учетом остановок. Было запланировано сооружение двух видов депо:

  1. Оборотные, расположенных в Турухане, Ярудее, Катарани, на Енисейской.
  2. Основные, расположение которых предполагалось в Салехарде, Надыме, Ермаково, Игарке, Пуре.

Скорость строительства «Сталинской» магистрали поражала – ежегодно прокладывалось до ста километров пути. По Красноярскому краю линию протянули к весне 49 г. Задействованы при создании полярного пути были заключенные ГУЛага, из которых создали строительные бригады. Работы выполняли заключенные стройуправлений ГУЛага № 501, 503 и 502. Предполагалось, что к 53 году строители, начавшие работы на разных концах магистрали встретятся на разных берегах Пура. Завершение стратегической стройки намечалось на 1955 год.

Сталинская «Мертвая дорога»: как строилась магистраль Салехард - Игарка

Выполнение строительных работ осложнялось условиями вечной мерзлоты. Для ускорения сдачи в поставленные сроки запланированных объектов, было принято решение повысить концентрацию рабочих, снизить нормативы. Расчетно –сметная документация отсутствовала, помимо колоссальных необоснованных затрат, никто не считал человеческие жизни, ценой которых прокладывали трансполярную магистраль.

Сталинская «Мертвая дорога»: как строилась магистраль Салехард - Игарка

Условия строительства

С наступлением оттепелей в Западной Сибири, проложенное с нарушениями железнодорожное полотно деформировалось. Это привело к необходимости ежегодного восстановления полотна, проложенного в предыдущие зимние сезоны. Реконструкции требовали мосты, насыпи, объекты инфраструктуры.

Вдоль пути магистрали разбивали поселки для проживания вольнонаемных рабочих, заключенных и администрации лагерей. Строительных материалов в условиях вечной мерзлоты катастрофически не хватало, все завозили из центральных районов страны. Пока строители самостоятельно возводили жилья, им приходилось жить в палатках, землянках. Это стало причиной высокой смертности от инфекционных заболеваний, переохлаждения. Остатки лагерных бараков вдоль магистрали сохранились до нашего времени.

Сталинская «Мертвая дорога»: как строилась магистраль Салехард - Игарка

Сталинская «Мертвая дорога»: как строилась магистраль Салехард - Игарка

Летом 52 года был открыт для движения поездов участок Надым – Салехард. По причине низкого качества полотна, его скорость составляла не более пятнадцати километров. Несмотря на невысокую скорость, регулярно происходили сходы вагонов с рельс. К весне 1953 г. было проложено 50% от общей протяженности магистрали. Но после смерти Сталина вышло постановление о прекращении строительства Трансполярной магистрали. По данным статистики из районов строительства дороги было вывезено более ста тысяч человек за несколько месяцев.

Железнодорожный путь, строившийся в условиях вечной мерзлоты по заниженным техническим условиям оказался не нужным стране. В грязи и мерзлоты были закопаны миллиарды рублей. Количество жизней, которые унесла «сталинская» стройка подсчитать невозможно.

Сталинская «Мертвая дорога»: как строилась магистраль Салехард - Игарка

Все, что можно было вывезти – эвакуировали. Что не смогли – стало памятником несостоявшейся «великой стройки», названной в народе «Мертвой дорогой».

Сталинская «Мертвая дорога»: как строилась магистраль Салехард - Игарка

Покореженные рельсы, разрушенные мосты, остатки лагерных бараков – это все, что осталось от грандиозного проекта.

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Закрыть рекламу